Блог. Своеобразное состязание двух разных систем, какую декларацию быстрее обработают, кто быстрее вернет себе налог.

Отправлено 5 февр. 2014 г., 7:08 пользователем Вячеслав Абисалов   [ обновлено 5 февр. 2014 г., 7:12 ]

Хотели, как лучше, а получилось…

На написание данного материала меня подвиг курьезный случай, настолько курьезный, что в 21 веке, в эру бурного развития информационных технологий он выглядит печально. Итак, начнем по порядку.

Ни для кого не секрет, что при покупке жилья гражданин нашей необъятной страны может рассчитывать на получение имущественного вычета и вернуть себе уплаченный налог на доходы физических лиц, но для этого необходимо этот самый вычет оформить, заполнить декларацию о доходах физический лиц и предоставить её в налоговую инспекцию по месту регистрации вместе с заявлением на возврат где указаны банковские реквизиты для возврата налога. К чему я все это написал? 3 года назад я стал участником сделки по покупке жилья мною и моей мамой, соответственно попал в категорию граждан, которые могут вернуть себе налог, что и не замедлил сделать. Первые 2 года я старательно слал все необходимые бумаги почтой России, в принципе меня устраивал такой вариант, ничего по пути в налоговую не пропадало и налоговики, получив мои бумаги сравнительно не долго осуществляли необходимые проверки, и деньги мне перечислялись. В этом году меня потянуло на эксперименты, к тому же работая в сфере ИТ, и тем более , связанной с использованием электронной подписи. Я решил отправить все необходимые документы через Интернет, в то время как моя мама отправила их обычной почтой. Получилось своеобразное состязание двух разных систем, какую декларацию быстрее обработают, кто быстрее вернет себе налог.

Утром, по пути на работу закинул на почту письмо мамы и по приезду на работу сформировал и отправил декларацию в налоговую инспекцию. По моей отправке в течение дня поступили все регламентные подтверждения и протоколы, документооборот окрасился в приятный зеленый цвет. Как мне тогда казалась, научно-технический прогресс победил косную, бюрократическую систему, основанную на волоките и «хождению по мукам», но как же я тогда заблуждался. Для проверки на сайте ФНС был сервис, который позволял отслеживать статус камеральный проверки декларации, где мои данные успешно высветились. Буквально через пару дней, в этом же сервисе появились данные о декларации мамы, дата отправки значилось тоже число, когда мною был отправлен конверт. Т.к. за эти 2 дня со статусом моей декларации ничего не произошло (хотя, по сути, она уже была загружена в камеральную базу ИФНС, минуя отдел ввода и обработки информации в случае с маминым бумажным отчетом) то считаю, что первый этап – доставка, завершился ничьей. Единственный плюс в адрес моего способа отправки это то, что файл отчета прошел форматно логический контроль и соответствует всем требованиям ФНС в отличие от маминого отчета, который мог быть заполнен на старом бланке и не подлежал приему.

Потянулись томительные и не очень недели ожидания. В соответствии с законодательством на камеральную проверку 3-НДФЛ отводится 3 месяца. Раз в два или три дня я заходил и проверял статус камеральной проверки. Каково же было мое удивление, когда после полутора месяцев статус декларации мамы принял вид прошедшего камеральную проверку в то время когда мой предательски висел не завершенным. Таким образом, на стадии камеральной проверки победил «классический» способ отправки – по почте. Забегая вперед, скажу, что камеральная проверка моей декларации завершилась через 2 месяца и 25 дней и то, только после того, как в одной из случайных встреч совершенно по другой теме с чиновником нашего управления ФНС я посетовал на непонятные мне задержки в проверке.

Осталось последнее испытание – перечисление денег на счет. На перечисление денег после завершения камеральной проверки отводится 30 дней. На счет мамы они поступили через 2 недели после завершения проверки в моем же случае они уже 37 день где-то идут или даже не перечислялись. Победу в этом этапе засчитываем тоже не на мой счет.

Сложившаяся ситуация вызывает только глубокое недоумение на фоне всех заявлений в СМИ о том, какими ударными темпами электронные услуги у нас внедряются в повседневную жизнь. Конечно, технологии здесь не причем, с технической точки зрения сервис отработал на «отлично», но там, где в процесс вступает человеческий фактор, система начинает давать сбои. Опять кто-то недоглядел, недосмотрел, проявил халатность, ушел на больничный или в декрет. Но в итоге именно этот фактор и сводит на «нет» все технологические новшества. Остается только ждать утопического будущего, где на смену людям встанут разумные машины, не допускающие таких ошибок.

P.S.

Наткнулся на сайте ФНС на такой сервис, как интернет обращение aka жалоба, излил там свою проблему в возврате налога, обращению присвоили номер и в течение еще одного месяца обещались рассмотреть, наберусь терпения и буду ждать, после четырех месяцев это уже привычно.